Как социальные сети и нетворкинг едят сайты поиска работы на завтрак

batman1

30 ноября 2016

К пониманию того, что я хочу начать искать работу full-time, я пришла в конце июля 2016. До этого я полгода занималась фрилансовыми проектами. Мне 28 лет, профессиональный опыт лежит в сфере HR, работу я хотела найти в HR Marketing (деятельность, связанная с продвижением бренда работодателя. Продуктовый бренд: “пейте Колу, это вкусно.” Бренд работодателя: “Приходите работать в Колу, у нас круто”).

К началу поиска у меня было 2 важных понимания:

  1. поиск работы – это отдельная работа. Трудоёмкая.
  2. идти “куда-нибудь” – не вариант. Я подошла к осознанию, что в карьерном развитии пора мыслить стратегически. Задача – не найти новый офис, задача – перейти на новую профессиональную ступень, которая логически встраивается в выбранный карьерный путь “по жизни”.

Начала с того, что составила список критериев, по которому определяла, насколько мне подходит вакансия (что именно я буду делать) и насколько – компания (где и в каком окружении я буду это делать). Приоритизировать список помогла карьерный коуч Анна Меламед. Я вела трекинг процесса поиска работы, поэтому сейчас могу поделиться не только историей, но и цифрами.

На работу я вышла 1 ноября 2016 – это 3 месяца, которые я провела в полуактивном поиске. Пассивный поиск – это когда вы вешаете своё резюме на 3 основных сайтах работы и ждёте. Активный поиск – это когда вы задействуете все возможные каналы поиска: очевидные и нет. Мой поиск был полуактивным – я задействовала разные каналы поиска, но делала это с перерывами (параллельно занималась собственным проектом, который тоже требовал времени).

За 3 месяца я пообщалась с разной степенью глубины с около 23 потенциально интересным мне работодателями (не включаю случаи, когда при первом телефонном разговоре было ясно,  что “нет”) и побывала на 20 собеседованиях/ знакомствах, включая повторные. Это не всегда были чистой воды собеседования, но всегда главной целью общения было присмотреться друг к другу в профессиональном плане.

В моей папке CV лежит 14 вариантов резюме, оно редактировалось под значимых работодателей. К каждому из них прилагалось индивидуальное сопроводительное письмо. Тут у меня было преимущество перед среднестатистическими соискателями  – я специалист по резюме и профессионально консультирую других людей по этому вопросу.

В первый месяц я ходила на большинство собеседований, на которые меня приглашали, чтобы прийти в форму, прочувствовать свои слабые и сильные стороны, соразмерить свои денежные ожидания. Это также было отличным подспорьем для кристаллизации понимания, чего именно я хочу. Со временем я начала отклонять приглашения, которые мне были не интересны, и ходить на собеседования только после плотного телефонного общения, по результатам которого я понимала, что потенциально готова там работать.

За время поиска было 3 ситуации, когда я действительно хотела начать работать в компании, и одна из них закончилась принятым оффером (предложение о работе). Назову для удобства эти 3 варианта “звёздами”.

Основные каналы поиска, которые я использовала:

  • Сайты поиска работы.

Они принесли мне 7 первичных собеседований (это принятые приглашения, часть приглашений я отклоняла). На большинство я сходила ради тренировки и из любопытства. Из этих 7 был 1 вариант, который пришелся мне по душе – моя первая “звезда”. К моменту, когда я прошла 2 этапа собеседований в этой компании, вакансию “сняли”, заменив другой, на которую я не подходила.

  • LinkedIn.

У меня хороший профиль на Li, поэтому основные усилия я сфокусировала на расширении сети контактов. Правильно рулить Li меня научила карьерный коуч Ольга Юрченко. Li принёс мне 1 приглашение на собеседование. Мы с компанией не подошли друг другу, но я порекомендовала свою подругу, которая в итоге подписала с ними оффер. Основную пользу мне приносила правильно сформированная новостная лента Li. При добавлении в контакты релевантных специалистов (тех, кто работает в вашей сфере + HR) новостная лента превращается в источник полезных знаний и возможность следить за тенденциями и вакансиями. Li также запустил приложение, которое предлагает вам вакансии на основании вашего профиля – крутая штука, и я регулярно её мониторила.

  • Связи и рекомендации.

Позитивный нетворкинг – тема, которой я плотно увлеклась во время поиска работы и продолжаю изучать сейчас. Исследование М.Грановеттера “Сила слабых связей” показало, что слабые социальные связи при поиске работы окажутся более полезными чем сильные, т.к. именно они соединяет вас другими группами людей и другими возможностями, с которыми вы не соприкасаетесь в повседневной жизни (краткая статья). Об этом же теория 6 рукопожатий,  теория тесного мира и прочее, и прочее, что меня восхищает, но не является предметом этой заметки. По результатам рекомендаций у меня были собеседования/знакомства в 4 крутых по моим меркам компаниях. Одну из рекомендаций дал человек, с которым я виделась 2 (!) раза в жизни (и еще раз – цените силу слабых связей).

  • Facebook.

FB в этом списке я оставила напоследок, т.к. он для меня был самым результативным, и о нём я напишу больше. Считаю FB также примером использования силы слабых связей.

На своей страничке я сделала пост о том, что ищу работу и кратко презентовала себя.

fb-post

У него было около 170 лайков и 25 репостов – для моей странички это большие цифры. Один из репостов сделала Вика Придатко, opinion leader в сфере IT-рекрутинга, с которой мы лично незнакомы. Я получила 7 сообщений касательно работы, из них 3 были “в нашей компании нет такой должности, но мы думаем, она нам нужна, давайте пообщаемся”. Первичных собеседований – 4, все были “рабочими” (не тренировка, не любопытство). Из них – 1 вариант, от которого я была в восторге, моя вторая “звезда”. В итоге мы не сошлись по размеру оплаты. Окончательно это стало понятно после 2 го собеседования. В глубине души подозреваю, что оплата была лишь дипломатичным предлогом отказа, а подвело меня неправильное позиционирование. По поводу корректировки позиционирования я обращалась к Ульяне Куликовой, руководителю бизнес-школы Profi Space.

Кроме того, я подписалась на FB странички всех интересующих меня компаний и регулярно их мониторила.

Подписалась на коммьюнити, связанные с моими проф. интересами и с поиском работы.

Добавляла в друзья HR из компаний, которые мне нравились, чтобы понимать, какие профессионалы в них котируются, и HR-экспертов, чтобы быть в курсе текущих трендов своей профессии. Когда ко мне в друзья сами стучались  HR, я добавляла их. При этом (касается и Li) я впервые задумалась о цифровом этикете. Я преисполняюсь симпатией к людям, которые, добавляясь ко мне в друзья, кратко пишут, кто они и чем вызван интерес к моей странице. По-моему, это и есть  уважительное общение в сети, и я тоже старалась поступать именно так.

В середине октября одна из девушек-HR, которая добавилась ко мне в друзья в период моего поиска (мы не были знакомы лично), сделала репост записи своего питерского коллеги, который искал HR-маркетолога.

Я увидела пост в 11 вечера, когда уже была в кровати. Вылезла из кровати и потратила час на очередную переделку резюме и написание сопроводительного письма. Это была третья компания из моих “звёзд”. Потом были тестовое задание, 1 собеседование, 1 знакомство и оффер.

Незнакомая девушка-HR, которая сделала тот самый репост, сейчас сидит в офисе по левую руку от меня🙂

Несколько выводов:

  • Самым сложным считаю начальный этап: понять, кто ты и чего ты хочешь. На основании этого (и еще – ситуации на рынке труда) строится профессиональное позиционирование.
  • Социальные сети съедят сайты поиска работы. В моём случае применение FB для поиска работы было эффективнее job сайтов, потому что FB даёт бОльшую свободу самовыражения. Через эту площадку я смогла заинтересовать работодателей, показав реальную себя, а любой реальный человек всегда больше чем его резюме. FB также дал возможность “выразиться” моему будущему работодателю и заинтересовать меня. Вакансия, на которую я откликнулась на сайтах работы не была размещена вообще – только в FB (даже не на официальной страничке компании). Li постоянно обновляет свой функционал. FB уже тестирует функцию поиска работы.
  • Нетворкинг – это сила. Надеюсь, я напишу об этом отдельную заметку. Один пример – в ходе образовательного мероприятия я задала спикеру несколько вопросов, обрисовав ситуацию из своей практики. После мероприятия ко мне подошла одна из слушательниц, потянула свою визитку и сказала: “когда вы задавали вопрос, то упомянули, что пишете тексты, я ищу копирайтера. Вас могло бы это заинтересовать?”. Меня это не заинтересовало, но я порекомендовала свою сестру, и они сотрудничают.
  • Как и в любом деле есть взлёты и падения. Если у вас ступор или чувство, что вы что-то делаете не так, советуйтесь с профессионалами (например, карьерный коуч) и друзьями/знакомыми, которых вы считаете на голову или две выше вас в профессиональном плане (я ходила советоваться к своему другу CTO и еще одному – собственнику бизнеса).
  • Если вам действительно хочется в какую-то компанию, нужно делать то, чему мысленно дадут оценку exceed expectations (выше ожидаемого). Если тестовое задание, то в двух вариантах. Если портфолио с презентациями, то приехать в офис и презентовать их. Если видите что-то еще, что можете сделать для них, то сделать. На начальном этапе особенно важно показать, что вы готовы вкладываться. Это ценится.

Полезные ссылки по теме:

  • Статья Михаила Притулы (профессионал уровня HRD) , которая покрывает 90% всех возможных вопросов о составлении хорошего резюме.
  • Пост Алёны Владимирской (хантер, консультант по поиску работы, проф.ориентации) “Все, что вы хотели знать о переходе в другую отрасль взрослого здорового человека
  • Статья  “11 способов сделать карьеру, о которых никто не говорит”.

 

Послесловие год спустя – ноябрь 2017:

Спустя год могу дописать сюда посткриптум. Он будет таким: работу мечты нельзя найти, её можно только создать.

За год на новом месте я успела 2 раза сменить деятельность (да, в рамках одной большой темы, но сменить) и всё идёт к тому, что это произойдёт в третий раз. То, чем я занималась на входе и чем занимаюсь сейчас – сильно отличается. Мне нравится моя текущая деятельность, у меня есть пространство для реализации моих талантов. И в начале это было нет так.
Вывод: активные телодвижения в поиске win win между тем, что интересно тебе и тем, что интересно компании, имеют все шансы на успех – но нужно их предпринимать.

Если от всей этой истории у вас сложилось впечатление “пацан к успеху шел”, то оно ошибочно  Всё это было не просто: и поиск, и адаптация на новом месте, и переключения. Много моментов неуверенности, страха, иногда – слёз, словом, всякого. В такие моменты ты просто продолжаешь копать, анализировать то, что происходит и общаться с умными людьми (для взгляда со стороны) и друзьями (для поддержки) 

Искренне желаю всем осознанного отношения к своей работе, делу, карьере – не важно в поиске вы или нет. Если вы готовы вкладывать усилия, всё получится!

И, кстати, если вы находили работу через соцсети, пишите – https://www.facebook.com/anastasiia.st! Я очень люблю и собираю такие истории.

Advertisements

12 thoughts on “Как социальные сети и нетворкинг едят сайты поиска работы на завтрак

  1. Настя, ты крутая! Растешь просто гигантскими темпами. Спасибо за отличную статью (читаю тебя всегда с интересом и удовольствием). Успехов во всем!

    Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s